Исследования, посвященные особенностям восприятия пространства незрячими, свидетельствуют и о том, что слепые дошкольники имеют возможность симультанно воспринимать объекты познания при системном использовании сохранных анализаторов. Восприятие окружающего мира происходит неразрывно с развитием речи и мышления, с помощью которых слепые дошкольники абстрагируют и обобщают признаки и свойства воспринимаемых предметов. Позитивные изменения в восприятии окружающей среды наблюдаются у детей с появлением в их словарном запасе специальных слов, обозначающих форму, размеры, отношения, расположение, качество и т. Обогащение словарного запаса, овладение речью расширяет возможности слепых детей в восприятии окружающей действительности, в формировании психического образа. В прямой зависимости от восприятия объектов познания находятся представления, в которых отражаются ранее воспринятые свойства и признаки предметов. Изучение представлений слепых отечественными исследователями М. Способность слепого ориентироваться в пространстве находится в прямой зависимости от уровня сформированное у него пространственных представлений.

Статья"Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в современное общество.

Отечественный и зарубежный опыт работы с инвалидами по зрению убедительно показал, что люди, не имеющие зрения с детства, только лишь в исключительных случаях самостоятельно преодолевают страх пространства и овладевают обобщенными способами ориентировки и передвижения в незнакомом пространстве. В основном же они нуждаются в специальном обучении, имеющем целью формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом замкнутом и свободном , так и в незнакомом также замкнутом и свободном пространстве.

преодолению страха передвижения в пространстве;. • развитие светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое.

Защита от опасности при передвижениях Очень часто при самостоятельных передвижениях слепые дети, сталкиваясь с окружающими их предметами, получают ушибы, травмы, что вызывает у них боязнь пространства. С тем, чтобы хотя в какой-то мере обезопасить ребенка наряду с созданием условий для безопасного передвижения в школе его следует Так, в условиях возможного удара о дверь, углы стен и другие препятствия для защиты лица и головы может использоваться как Верхняя часть руки поднимается до высоты плеча, а предплечье слегка согнуто, чтобы расположить локоть перед лицом.

Ладонь повернута наружу, а пальцы расставлены так, что кончики их образуют одну линию с другим плечом рис. Для ограждения себя от низких препятствий стулья, столы или при определении их положения руку выставляют вперед и держат как можно ниже. Пальцы слегка согнуты рис. При использовании обеих рук могут использоваться оба способа защиты.

Чтобы не ушибиться при наклонах, незрячий должен из положения стоя предварительно присесть на корточки, держа туловище прямо.

Но иногда оно становится трагедией для семьи. Рождение ребенка со зрительным дефектом, как правило, является неожиданным для семьи, не приносит матери облегчения, которого она ждет к концу беременности. Наоборот, наступает период неопределенности и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребенку, которого ждали. Родители задают вопросы и прежде всего себе: Родители слепого ребенка переживают чувство несправедливости к нему. Оно естественно, хотя о нем редко говорят вслух.

То, что слепой ребёнок, который не умеет пользоваться тростью, будет По этой причине у незрячих детей часто возникают навязчивые движения, их текстурах и звуках, у него не будет такого страха перед пространством. 5.

Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка модель рынка с прогнозируемыми ценами - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям. Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей с тяжелой зрительной патологи-еи можно не только скоррегировать недостатки физического разви- Прсждснгскля программа"Дс1и России", тия, но и предупредить вторичные отклонения.

Ориентирование слепых в пространстве

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального -документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения картинки, формулы, графики отсутствуют. Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие,— к концу первого года жизни.

Ориентация в пространстве неразрывно связана с передвижением, как уменьшение чувства страха перед пространством, более свободное и.

Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих Ориентация в пространстве есть процесс практического применения пространственных представлений, среди которых для ориентации в большом пространстве наиболее важную роль играют топографические представления. Топографические представления — это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражаются форма, величина, удаленность объектов и направление, в котором они расположены по отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, так же как и пространственных представлений вообще, происходит в результате отражательной, условно-рефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору. Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности: Для топографических представлений типа карта-путь характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений.

Особенности ориентировки незрячих в пространстве. Методическое пособие

Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется. Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением.

Неспособностъ слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь. Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих. Зрение обеспечивает безопасное передвижение в свободном пространстве.

Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. из Предыдущая Следующая.

Развитие у слепых навыков ориентировки в пространстве"Вопросы тифлопедагогики". Книга приведена с небольшими сокращениями 1. Возможности и обязательность обучения слепых учеников пространственной ориентировке В школах слепых дети должны быть подготовлены к полноценному участию в построении коммунистического общества. Для этого, наряду с многим другим, им необходимо дать навыки пространственной ориентировки.

Умение ориентироваться в пространстве имеет в жизни слепых большое значение. Хорошо ориентируясь в пространстве, они делаются полноценными и самостоятельными в труде и быту. Навыки пространственной ориентировки достигаются в результате упорной и длительной работы над собой самих слепых и тех, кто помогает им в этом. Большую роль в развитии навыков пространственной ориентировки играет школа. Слепых нужно учить ходить самостоятельно с дошкольного возраста и продолжать это в школе. В дошкольном возрасте в семье незрячих и ослепших детей часто вовсе не приучают к самостоятельной ходьбе:

28 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ

ИНФО Собенности пространственной ориентации при нарушениях зрения. Основы обучения слепых детей пространственной ориентировке и мобильности. Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, также перемещаясь безопасно и эстетично.

Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;.

Если сопровождаемый человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине. Например, в узком месте в дверях, на тропинке и т. Кроме того, педагогу надо научить ребенка самому объяснять сопровождающему, что от него требуется для этой роли.

Третья система построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью см. Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости педагог должен знать не только сами техники и приемы передвижения с помощью трости, но и методики обучения этим техникам и приемам детей с глубокими нарушениями зрения.

Слуховые ощущения слепых и слабовидящих

Свойства слуховых ощущений и их роль в жизни слепых 2. От чего зависят слуховые ощущения 3. Специальная тренировка слуховых ощущений Заключение Введение Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широко распространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущим во всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывали особую изощренность, автоматически возникающую и компенсирующую утраченное зрение.

Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховой чувствительности перераспределение энергетического фонда, упражнения, интенсивность внимании , большая часть исследователей делала вывод, что именно слуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающем мире.

Исследовано, что у слепых детей наблюдается страх перед передвижением в пространстве [3]. Обусловлено это тем, что у них, как правило, усложнено.

Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет.

Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка. Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями.

У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Трость как вспомогательное средство ориентировки незрячих в пространстве

На способность незрячего человека к передвижению оказывает влияние все многообразие психологических и социальных факторов. Такие факторы при отсутствии или частичном повреждении зрительных функций могут оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие. Влияние личностных качеств незрячего Способность незрячего к ориентировке в пространстве зависит и от условий, в которых он передвигается, и от личностных характеристик человека, таких как мотивация, уверенность в себе, а также от отношения общества, семейного окружения.

9. клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. эйсоптрофобия – боязнь АМБУЛАфобия – боязнь движения тела. АМЕРИфобия – боязнь .

Большое внимание в пособии уделяется вопросам восприятия и представления слабовидящими и частичновидящими окружающего мира, использованию средств коррекции зрения, обучению специальным приемам пользования остаточным зрением при ориентировке на местности, а также психологическим аспектам проблемы, В пособии приводится примерная программа обучения слепых с остаточным зрением ориентировке в пространстве, даются рекомендация по ее практическому применению.

Приводятся приемы определения у реабилитантов уровня сохранных анализаторов, степени готовности к занятиям. Пособие предназначено для преподавателей и инструкторов по ориентировке и мобильности школ восстановления трудоспособности слепых, школ для слабовидящих детей, преподавателей кружков по ориентировке и мобильности на УПП и в ТПО, для реабилитологов и преподавателей ИПК ВОС, а также оно будет полезно для тех людей, которые потеряли зрение недавно, для их родственников, друзей и знакомых.

В таком обучении нуждаются не только абсолютно слепые, но и слабовидящие. Самостоятельная ориентировка слепых с остаточным зрением на рабочем месте, у себя в квартире, на улицах большого города, поселка, в сельской местности снимает чувство неуверенности, страха, помогает общению с окружающими их людьми и реализации своих потенциальных возможностей и интересов. Овладение способами ориентирования в пространстве — важнейшее условие восстановления самостоятельности поведения слепого с остаточным зрением, путь преодоления изолированности в смешанном трудовом коллективе, непременное условие формирования его активной социальной позиции.

Известно, что наибольшие трудности в ориентировке и передвижении в пространстве возникают у абсолютно слепых, поэтому исследования и научно-практические публикации по этим проблемам работы В. Причем в недавнем прошлом во Всероссийском обществе слепых абсолютно слепые составляли значительную часть. На некоторых предприятиях ВОС и в школах для слепых детей число абсолютно слепых превышало число слабовидящих и частичновидящих.

Первая школа для слепых открылась во Владивостоке

Posted on / 0 / Categories Без рубрики

Post Author:

Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно реальна! Узнай как победить страх, кликни тут!